Письма от сослуживцев...

Сегодня я получил письмо от человека, которому в начале 80-х годов довелось служить в Анголе. Это Гуков Данияль Ибрагимович, ему довелось служить в Куито-Куанавале. Кто интересовался историей Анголы, знает об этом небольшом городке, который вошел в историю страны как второй Сталинград.

Я давно просил Данияля поделиться своими воспоминаниями. И вот долгожданное письмо. Привожу его полностью, без правки, т.к. написано оно было не для публикации, а для меня (и таких же как я). Главное в этом письме - шанс попробовать понять то время, тех людей... И самое главное - все написано искренне.


В 20х числах ноября 1983г прилетел в Менонге для следования в Куито Куанавале 16ПБр. Более месяца не было возможности попасть в Куито Куанавале, с колонной не разрешали, а авиации не было. Было грустно слушать как зачитывал п-к Вольский Владимир Иванович-советник командующего 6ВО телеграммы из Куито Куанавале, через день обстрелы, перестрелки с разведкой УНИТА, есть раненые, убитые.

За это время в Менонге я освоил смежные специальности киномеханика, помошника оперативного дежурного и с помощью переводчика Артура Кушхова, моего земляка, составил себе русско-португальский словарь с военным уклоном. В течении этого месяца в Менонге Куитовцев стало четверо, выписался из госпиталя ранеый советник НШ Забродский Владимир Денисович, отошел от малярии эвакуирваный из Куито в тяжелом состоянии советник командира 16ПБр Малюкин Василий Иванович, прибыл по замене советник начальника артиллерии Пономарев Вениамин Алексеевич и я.

Советник командующего 6ВО и сам Вьетнам выпросили у кубинцев "кукурузник" и мы в него загрузили продукты на месяц, почту, кинофильмы, две бочки керосина, кто бывал в Куите знает, что керосином готовили еду, сами влезли с трудом и вылетели в Куито Куанавале.

Я обратил внимание на то, что мы долго кружили над аэродромом, думал или перегружены или пилоты не опытные. Внизу, после Среднеазиатского ВО, такая красота и любуясь этой красатой летел спокойно и не подозревая,что нас на таком мирном транспорте могут сбить. А старожилы почему-то часто спрашивали у пилотов какая у нас высота.

Долетели нормально, но перед посадкой снова долго кружились, что подтвердило мое предположение о неопытности пилотов. Ангольцы все знают, с чем связаны эти круги над аэродромом.

Встречала нас вся Куито Куанавале. Городок мне показался очень уютным, аккуратные домики, уличное освещение, водонапорная бошня, кругом асфальт. Местное население очень добродушное,веселые, никакого намека на какую то войну. В наших двух домах есть и водопровод и канализация.

Перед ужином советник НШ ознакомил нас с расположением, довел боевой расчет, объяснил кому куда бежать если начнется стрельба, но у меня было столько новых впечатлений, что я не особенно то и слушал его.
Вечером сели ужинать, достали новички как положено бутылки, черный хлеб, селедку, накрыли стол, пригласили комбрига, муниципального, Начпо.

После ужина я как киномеханик показал фильм, вокруг нашего кинотеатра собралась вся Куито.

В 4.00 слышу какоито грохот, все бегают, но менее чем через минуту уже никого нет, до меня дошло, что гдето совсем рядом среляют из минометов и пушек. Советский подполковник, тем более пехотинец, который учавствовал неоднократно на разных учениях всяких масштабов с боевой стрельбой, не торопясь, т.к. еще не осознавал в полной мере что происходит, подошел к окну в туалете. Окно напротив убежище, и как только меня увидели из убежища, пошел в мой адрес трехэтажное послание, то стой, то беги.

Оказывается, надо бежать сразу после выстрела УНИТовцев, чтобы добежать до укрытия пока летит мина. После отражения этого обстрела был хороший разбор, конечно досталось новичкам.

Вот так началось наше боевое крещение, для вновь прибывших.

Хочу заметить, что Данияль много сделал для развития нашего
Клуба ветеранов Анголы
и сказать ему большое спасибо.

Дописати коментар

0 Коментарі