Письма от сослуживцев (продолжение)

Это очередное письмо от Гукова Данияля Ибрагимовича

Обосновался в Куито Куанавале, со всеми перезнакомился, приступил к выполнению своих обязанностей. Переводчик один на всех, мне его выделяют не более чем на час, полтора, дельше крутись как можешь. Очень помогает мой словарь, составленный с помощью Артура.

Завел себе рабочую тетрадь где на первой странице натисал:
ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА!
1. Заставить офицеров думать, проявлять инициативу и быстро принимать решения.
2. SEMPRE ESTEYA PRONTO PARA COMBATE-бУДЬ ВСЕГДА ГОТОВ К БОЮ.

В связи с тем, что в Куито Куанавале нет даже гвоздя, материалов для изготовления учебно-материальной базы, иголки с ниткой, чтобы пришить пуговицу, определил для себя и офицеров, сержантов такой девиз: guem busca acha - кто ищет, тот всегда находит, если правильно меня научили. Данный девиз подходит на все случаи в Куите, потому-что все что нужно, необходимо добыть.

Начались ежедневные занятия по боевой и политической подготовке и вытекающими отсюда делами. Все документы, которые разрабатывались в наших войсках, имели место и там, никаких упрощений и скидок. В этот период по плану начали проводить боевые стрельбы в составе отделений,взводов, рот. Обучал офицеров, сержантов составлению конспектов, планов, расписаний. 16 ПБР находилась постоянно в обороне г. Куито Куанавале, то пришлось "обновлять" все схемы обороны от отделения до батальона, уточнять задачи, с начальником артиллерии привязывать новые цели.

Приходилось проверять ход выполнения программы подготовки. Однажды попросил начальника штаба батальона подготовить мне данные о выполнении плана подготовки подразделений. В связи с тем, что подразделения батальона отвлекались то на прочесывание, то на разведку, то сопровождение колонны в Менонге. Приносит мне НШ сводную таблицу выполнения программы, такой довольный и говорит, что все подразделения выполняют план на 500-600 %. Начинаем разбираться, он, оказалось, что по предметам обучения выполнены по 30-40 % и все это суммирует, получается полный восторг. Разобрались, научили считать.

Во время подготовки к боевым стрельбам кое-как набрали мишени, для гранатометчиков выпросил у комбрига две кабины с подорванных машин (а подорванных машин в Куите было более полусотни). Первые результаты поражения мишеней меня очень удивили, они оказались очень низкими. Попробовал сам из разных автоматов, нет результатов, взял транссирующие пули, они летят куда угодно, только не в мишени. Решили организовать место для пристрелки оружия. Могу всех заверить, что изготовление десяти пристрелочных щитов в Куите, это подвиг. Несколько дней приводили все стрелковое оружие к нормальному бою. Всем понравилось и весь личный состав проявил к этому мероприятию огромный интерес. При выяснении причин такого состояния оружия, оказалось, что во время чистки оружия раскручивалось полностью, говоря военным языком производилась полная разборка оружия, в т. ч. выкручивались мушки, а при сборке все ставилось на места кому, как нравилось. Разьяснил, помогло.

Кроме этого приходилось вмешиваться и в работу тыловиков, как кормят, как одевают, обеспечение боеприпасами, магазинами, подсумками, снабжение было не очень.
У нас в миссии была одна каска на всех, ни одного противогаза, хотя неоднократно предупреждали о возможном применении ОВ.

Мой рабочий день ежедневно начинался с обхода территории вокруг штаба батальона, затем в ротах и ежедневно заставлял убирать территорию сначало солдат, потом только сержантов и добился небольшого сдвига только тогда, когда заставил убирать офицеров. Спорить со мной они не решались, во первых командир РУБЕН меня очень поддерживал во всем, во вторых, все знали что неплохой спортсмен.

По окончании боевых стрельб в составе взвода 07.01.1984 г. меня впервые прихватила малярия. Ощущение я Вам скажу не очень приятное. Температура доходила до 39,6 градусов, но меня вылечил наш медбрат в бригаде с трехмесячным медицинским образованием. Кстати, таблетки, которые нам выдавали от малярии не помогали. И если среди советников заболевал один, то постепенно все по очереди болели.

Отошел от малярии через неделю. Начались боевые стрельбы в составе рот. Подготовили и провели показные занятия с 3 пех. ротой для всех командиров рот бригады. Неплохо получилось. Далее подготовка и проведение боевых стрельб в составе батальона. Тема: "Наступление усиленного батальона из непосредственного соприкосновения с противником". Все эти занятия лично я, да и все другие советники проводили в соответствии с требованиями наших боевых уставов, когда есть все: и фронт и тыл, и противник впереди, и все остальное.

Я уже писал об этом в КВА и СВА, все это надо было не так, в реальной жизни, в настоящем бою с УНИТА совсем по-другому, надо было учить, но мы то это не знали, пока сами не пошли на операцию, а ангольцы добросовестно выполняли все, что мы им навязывали.

В бригаде у нас было шесть танков Т-34 и все они не двигались, но у нас был один мощный трактор, с помощью которого мы перетаскивали их на наиболее опасные участки, но эти участки чуть ли не каждый день менялись. Кроме всего, нас периодически, то утром, то вечером обстреливали из минометов унитовцы. Во избежании гибели местного населения, с помощью муницыпального комиссара заставили всех выкопать окопы возле своих кимб и домов.

Все время, сколько я находился в бригаде мне казалось, что командиром батальона являюсь я, и также относился к выполнении своих обязанностей.

В выходные дни, если позволяла обстановка, то шли на речку, купались, загорали, но один из нас всегда был наготове пресечь путь из камышей в сторону нашего берега крокодилу. На реке купались отдельно мужччины, отдельно женщины и дети, и у нас был свой уголок. Так как я был еще местным фотографом, то все местное население стояло у меня в очереди - сфотографироваться. Хорошо, что меня снабжал фотоматериалами Артур Кушхов. Мне еще в Луанде сказали, что в Менонге переводчиком работает мой земляк - Артур. В первый день, когда мы прибыли в миссию в Менонге, оперативным дежурным был Артур. Когда я подошел к нему поздоровался и спросил, как у него дела на кабардинском языке, то он минуты 2-3 стоял с открытым ртом и не мог произнести ни одного слова.

Кроме работы с подсоветными в миссии было свое хозяйство, которое необходимо было соделжать в порядке. И за каждым был закреплен участок. Огородом, где выращивали зелень и овощи занимался нач. полпит отдела. Старший группы с начальником артиллерии отвечали за баню. За кур - переводчик, было несколько свиней и поросят - комбат третий, подвоз воды - зампотылу. Был у нас трактор "Беларусь" с прицепом, на который установили бочку с подорванного бензовоза, еще туда приспособили насос для перекачки топлива и механизировали закачку воды в бочку. А на крыше нашего убежища была установлена такая же бочка, куда перекачивали тем же насосом воду, а с этой бочки воду подвели к домам, прочистили канализацию и все это работало. Что бы в бане была горячая вода, сняли с БРДМ подогреватель и через него грели воду. Комбат второй занимался снабжением дровами для бани и кухни. На меня повесили электростацию, киноаппарат, БРДМ с вооружением, техник по ремонту - своим делом.

Вот так каждый день все два года совмещали свою советническую деятельность с работой по хозяйству. Да еще надо стирать, гладить одежду, белье. По субботам выносили из комнат все и паяльной лампой прожигали все что можно от тараканов. Такой величины тараканов я никогда не видел. Ночью даже слышно было как они бегали по бетонному полу.

Один раз в месяц уходила колонна в Менонге за снабжением, оттуда передовали нам продукты, почту и фильмы. Хочу выразить огромную благодарность начальнику тыла 6ВО Двали Теймуразу Романовичу, который изыскивал все возможности, чтобы разнообразить наше скудное меню.

Дописати коментар

0 Коментарі